Москва
+7 495 780-71-18
Лондон
+44 208 123-97-63
eng рус

Новости

25 февраля 2014

Интервью со спикером II Форума-выставки "Собственная генерация на предприятии" Александром Старченко

Представляем вашему вниманию интервью со спикером II Форума-выставки "Собственная генерация на предприятии" председателем Наблюдательного совета НП «Сообщество потребителей энергии», вице-президентом по энергетике группы НЛМК Александром Старченко.

 Александр Григорьевич, как Вы в целом оцениваете перспективы развития распределенной энергетики в промышленном секторе?

- Привлекательность распределённой энергетики для промышленности увеличивается. С одной стороны появляются новые технологии, типовые решения, новые участники рынка. С другой развитию распределённой генерации помогают регуляторы, делая единую энергосистему всё более дорогой и невыгодной. В прошлом году появился ДПМ* для поддержки ВИЭ* с нагрузкой для рынка до 82 млрд. рублей к 2018 году. Плюс принято решение присвоить статус так называемых «вынужденных» практически всем станциям, не прошедшим КОМ*, в результате потребители в этом году переплатят за неэффективную генерацию около 25 млрд. рублей. В начале 2014-го появилась ещё одна новация - проект постановления об оплате резервируемой максимальной мощности. В случае его утверждения платёж промышленности за передачу электроэнергии может вырасти, как минимум, на 20%.

Как вы оцениваете развитие сферы собственной генерации в регионах РФ? Есть ли перспектива у распределенной энергетики в регионах с развитыми энергосетями или эти мощности могут развиваться только в удаленных от ЕЭС* районах?

- Для удалённых от ЕЭС территорий, объектов добычи автономное энергоснабжение – это фактически единственное решение. В случае, когда есть выбор между собственной генерацией и единой энергосистемой, региональная специфика, безусловно, важна: это вид топлива, его доступность, цена. Немаловажно учитывать необходимость резерва, категорию надёжности промышленного объекта. Всё это влияет на доходность и срок окупаемости собственной генерации.

Каково место собственной генерации в рыночной модели рынка электроэнергии?

- Никто специального места для собственной генерации в действующей модели рынка не предусматривает. В развитии распределённой генерации регулятор видит скорее угрозу для единой энергосистемы, и в попытке выстроить барьеры для такой угрозы модель рынка снабжают абсолютно нерыночными «подпорками». Ровно как увеличение числа колец для вытягивания шеи у женщин племени падаунг в Мьянме – вытянули настолько, что голова самостоятельно уже держаться никогда не будет. В то же время в развитых странах размещение объектов собственной генерации регуляторы поддерживают – работа таких объектов в синергии с единой энергосистемой повышает её надёжность, помогает гибко реагировать на пики потребления. 

Можно ли утверждать, что в России пока не разработано четких механизмов для интеграции собственной генерации в общую энергосистему? Какие первостепенные шаги необходимо для этого предпринять?

- Никаких сложных регулирующих механизмов не требуется, достаточно утвердить параметры для технологического присоединения, определить правила технологического функционирования объектов собственной генерации параллельно с единой энергосистемой – всё остальное (интеллектуальное управление и пр.) сделает рынок.

Есть ли тенденция к упрощению процедуры выхода на рынок (для продажи излишков выработки) для российских компаний, занятых в сфере распределенной генерации?

- Розничные станции имеют право продавать излишки выработки только гарантирующему поставщику по цене оптового рынка. В то же время никто не мешает заключить прямые долгосрочные договоры с конкретным потребителем, создать блок-станцию, управлять нагрузкой.


*Примечания: расшифровка аббревиатур, использованных в интервью
ВИЭ - Возобновляемые источники энергии
ДПМ - Договор на предоставление мощности
ЕЭС  - Единые энергетические системы
КОМ - Конкурентный отбор мощности